«Я не знаю правил, но пишу грамотно». Как такое возможно?

Попробую ответить на один из самых загадочных вопросов современности. Как так получается, что без знания правил орфографии и пунктуации у многих людей получается писать грамотно? Привлеку научные источники и прокомментирую их.

Всем желаю приятного чтения и понимания.

Содержание статьи

  1. Что такое правило?
  2. Что говорит наука по поводу языка и правил?
  3. Внутренняя форма слова
  4. Языковое чутьё

Вопрос в заголовке — это головная боль для лингвистов уже длительное время. О нём можно только рассуждать, дискутировать. Однозначного объяснения подобному фено́мену нет. Зато есть исследования, которые служат хорошей пищей для ума.

Помогла научная статья языковеда В. М. Алпатова «Язык — система правил и язык — деятельность».

Что такое правило?

Это результат исторического развития языка, некая закономерность. Поэтому так важно понять его глубинную сущность, а не просто заучить или переписать. Одновременно это предписание или рекомендация. Правило вырабатывается не просто так, а в ходе постоянного изучения языка, наблюдения над его состоянием в разные периоды.

Читать ещё: Почему правила русского языка не меняются уже много лет?

Что говорит наука по поводу языка и правил?

1. Обычная точка зрения предполагает, что язык — это система правил. Такой подход сформировался в Античности. Один из известных лингвистов, который поддерживал такую точку зрения, — это Фердинанд де Соссюр (1857 — 1913). Он и его последователи считали объектом лингвистики некоторые постоянные, стабильные явления. В какой-то мере Соссюр уподоблял язык математике. По мнению исследователя, «язык развивается в самом себе и для себя».

2. Однако ещё до него немецкий учёный Вильгельм фон Гумбольдт (1767 — 1835) в первой половине XIX века предложил другую концепцию: язык — это не множество искусственных правил, а человеческая деятельность, это порождающий себя механизм (сейчас я очень упрощённо передаю его теорию). Язык, мышление и дух народа он считал взаимосвязанными. Подобные идеи Гумбольдт почерпнул у И. Гердера, известного мыслителя XVIII века.

После Гумбольдта среди многих лингвистов начала распространяться точка зрения, что не всё в языке ограничивается правилами.

В XX веке для изучения того, как люди запоминают правила, словесные конструкции, стали привлекать и смежные области, особенно нейро- и психолингвистику.

Однако ещё нужно вспомнить о внутренней форме слова.

не знаю правил пишу
Изображение Tumisu с сайта Pixabay

Внутренняя форма слова

Наиболее известный последователь Гумбольдта в России — Александр Афанасьевич Потебня́ (1835 — 1891). Он ввёл термин «внутренняя форма слова», то есть «ближайшее этимологическое значение», которое осознают носители языка.

К пример, у слова «стол» сохраняется образная связь с глаголом «стлать» («стелить» и «стол» — исторически родственные, об этом ещё отдельно расскажу). В своей известной книге «Мысль и язык» Потебня́ писал, что «внутренняя форма слова показывает, как представляется человеку его собственная мысль».

Читать ещё: Буква «л» в слове «солнце»: почему она пишется

Тут можно сопоставить с нынешними реалиями. Чтобы усвоить многие детали того или иного правила, зачастую потребуется этимологический словарь или историческое комментирование. За каждым правилом стоит история.

А как вообще носители языка могут осознавать все эти «ближайшие значения»? По мнению Потебни, «сознательно или бессознательно языковые формы, устойчивые выражения, слова-знаки вызывают определенные ассоциации, тем самым направляя мысль» (из работы «Онтологические основания языка в учении А. А. Потебни»).

Естественно, это я углубился в дебри. 🙂 В большинстве случаев для ответа на вопрос в заголовке лингвисты используют термин «языковое чутьё» или какое-то похожее словосочетание. Для него тоже есть определение, оно гораздо проще для понимания.

не знаю правил пишу
Photo by Patrick Tomasso on Unsplash

Языковое чутьё

Пожалуй, это самое главное, что есть у любого грамотного носителя языка. Языковое чутьё, чувство языка — это «феномен интуитивного владения языком. Формируется в результате стихийного овладения речью и базовыми когнитивными операциями» (из словаря методических терминов и понятий)Дополню, что развивать языковое чутьё можно при помощи чтения качественной литературы, прежде всего художественной.

  • Поясню на примере. Наверняка многие из вас только благодаря интуиции напишут правильно спорное слово, в котором есть пресловутые «н» или «нн». Неправильный вариант вызовет смущение, раздражение или даже омерзение. При этом чётко объяснить правописание или произношение не всегда получится. Либо это делается с опорой на аналогию или ассоциации. Вам знакома внутренняя логика языка либо у вас есть орфографическая зоркость.
    Возможно, вы неосознанно понимаете то самое «ближайшее этимологическое значение».

Читать ещё: Почему «цыган», «цыплёнок», «на цыпочках» — это исключения

Умение отличить верное написание/произношение от искажённого чем-то похоже на способность различать правду и ложь. В нашем мо́зге (можно говорить «в мозгу́», но меня коробит такой вариант) создаются нейронные связи, за счёт которых запоминание и воспроизведение изученного происходит даже спустя годы. Видимо, интуитивная грамотность с этим всем соседствует.

«Современная лингвистика предполагает, что синтаксические и морфологические правила существуют, но процессы говорения и понимания не сводятся только к ним», — сказано в вышеупомянутой статье Алпатова. Если подвести итоги, то лингвисты как минимум с XIX века признавали, что некая языковая деятельность присуща человеку изначально.

Язык — это система правил или человеческая деятельность? Один из вечных споров в истории языкознания. Что думаете по этому вопросу вы? Можно ли про вас сказать, что вы пишете грамотно без знания правил?

Читать ещё: Ошибки в рекламе и объявлениях. Почему они раздражают

Подписывайтесь на мой телеграм-канал по русскому языку