Что такое грамотность и как менялось значение этого слова на протяжении веков

Если внимательно почитать, что пишут по этому поводу словари и энциклопедии, мы поймём, что однозначного толкования нет. Точнее, нет объяснения, что такое грамотность в XXI в.

Приведу определения слова «грамотность» в словарях, изданных с середины XIX столетия и по сей день. Обратите внимание, что понимание грамотности с течением времени поменялось и расширилось, но общие критерии всё равно сохранились.

После всех определений напишу, что меня в них смущает.

Основной вопрос, который оставляю открытым: «Что такое грамотность в XXI веке»?

В словаре В. И. Даля словарная статья «грамотность» отсутствует. Зато есть «грамота» — уменье читать и писать; иногда одно только первое, уменье читать.

Энциклопедический словарь Ф. А. Брокгауза и И. А. Ефрона. 1890 — 1907 гг.
Под словом «грамотный» обыкновенно подразумевают человека, умеющего читать и писать или только читать на каком-либо языке. В более точном смысле это слово применяется лишь к людям, умеющим читать и вместе с тем писать, в отличие от людей «полуграмотных», т. е. умеющих только читать.

Причина такого объяснения термина понятна, ведь «грамотность» произошло от слова «грамота», первоначальное значение которого — умение читать и писать. И ещё в начале XX в. большинство населения Российской империи могло только мечтать о нём.

Толковый словарь Д. Н. Ушакова. 1935 — 1940 гг.
Уменье читать и писать.

Вот так и написано, «уменье».

ССРЛЯ в 17 томах. 1954 год
1. Умение писать и читать. 2. Знакомство с необходимыми сведениями из какой-либо области знания.

Видимо, составители ориентировались на словарь Ушакова.

Следующее определение из Большого энциклопедического словаря 2000 года мне кажется наиболее логичным, поскольку вряд ли сейчас можно назвать грамотным человека, который умеет только читать и писать. Ведь писать можно по-разному: с нелепыми ошибками либо ограничиваясь эпизодическими опечатками и др. Да и в целом сейчас это базовые навыки.

Итак, смотрим:

Определенная степень владения навыками чтения, письма в соответствии с грамматическими нормами родного языка. Применительно к характеристике населения — один из базовых показателей его социально-культурного развития.

Конкретное содержание понятия грамотности исторически изменчиво, имеет тенденцию к расширению с ростом общественных требований к развитию индивида: от элементарных умений читать, писать, считать — к владению некоторым комплексом различных общественно необходимых знаний и навыков, позволяющих человеку сознательно участвовать в социальных процессах (т. н. функциональная грамотность).

Идём дальше. Что пишет Большой толковый словарь С. А. Кузнецова в редакции 2014 года, размещённый на «Грамоте.ру»?

Грамотный
1. Умеющий читать и писать; умеющий писать грамотно, без ошибок. Не содержащий грамматических и стилистических ошибок, соответствующий нормам литературного языка. Грамотное сочинение.
2. Обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой-л. области; знающий. Грамотный инженер.
Выполненный со знанием дела, в соответствии с основными требованиями данной области знаний; правильный.

Как видим, здесь определение грамотности несколько расширилось. За основу, похоже, взято определение ещё из академического словаря 1954 года: «Знакомство с необходимыми сведениями из какой-либо области знания».

Другими словами, сейчас грамотным можно назвать ещё и специалиста в определённой области, а навыки чтения и письма уже не считаются единственно важными. Тогда как ещё сто лет назад ограничивались элементарным умением читать.

Личное мнение о том, что такое грамотность

На мой взгляд, в XXI веке грамотность — это не только умение читать и писать. Я бы сюда добавил способность ориентироваться в том ворохе информации, который на нас свалился в течение последних 20 лет. А ещё умение анализировать, обрабатывать эту информацию.

Впрочем, автор «Словаря лингвистических терминов» 2010 г. Т. В. Жеребило добавил, что «грамотность в XXI в. включает умение пользоваться компьютером и Интернетом». Одобряю и поддерживаю. 🙂

Грамотность у нас часто ассоциируется со знанием правил. Однако можно ли назвать безграмотным человека, который слабо ориентируется в правилах орфографии и пунктуации, но пишет практически без ошибок? Знать правила — это не знать язык, в первую очередь важно уметь их применять.

И самое важное: почему даже в современных словарях нет упоминания о грамотной речи, об умении говорить? Ведь оно ценится ничуть не меньше, чем грамотное письмо.

Читать ещё: Как научиться грамотно писать и говорить. Девять советов

Подписывайтесь на мой телеграм-канал по русскому языку