Содержание статьи
Ответственно заявляю, что в исключениях содержится душа русского языка. Без них учить правила было бы скучно. 🙂 Конечно, они возникли не просто так, это результат многовековых исторических процессов.
Итак, давайте узнаем, что же такого увлекательного произошло с глаголами брить, стелить, видеть.
Краткая предыстория
Начнём с самого простого. Этот стишок точно вспомнят многие из нас:
- Ко второму же спряжению
Отнесем мы без сомненья
Все глаголы, что на -ить,
Исключая брить, стелить.
А еще: смотреть, обидеть,
слышать, видеть, ненавидеть,
гнать, дышать, держать, вертеть,
И зависеть, и терпеть.
Вы запомните, друзья,
Их на Е спрягать нельзя.
Так мы запоминали в школе 11 глаголов-исключений с безударными личными окончаниями. Если вы учили другой вариант, то напишите в комментариях, будет полезно всем.
Сюда ещё следует добавить архаизмы «зиждиться» (основываться) и «зыбиться» (колыхаться). Зиждется, зиждутся; зыблется, зыблются. Они I спряжения.
Русский язык значительно упростился
Нам кажется, что в русском языке слишком сложное спряжение глаголов. Однако в старославянском и древнерусском оно было куда запутаннее. Глагольная система знала четыре прошедших времени (аорист, имперфект, перфект, плюсквамперфект, то есть давнопрошедшее) и два будущих. Выделялось целых 5 классов глаголов: четыре тематических и один атематический.
Атематические — это быти (быть), дати (дать), ѣсти (есть, т. е. принимать пищу), вѣдѣти (ведать), имѣти (иметь). Практически самые древние глаголы русского языка. Недаром их спряжение могут называть архаическим.
Из тематических классов получились современные два спряжения и отдельная категория разноспрягаемых глаголов вроде «хотеть» и «бежать». Сейчас на примере исключений мы частично вспомним те древние тематические классы.
Глагол «видеть»
Относился к 4-му классу. В исторической грамматике к нему причисляют все глаголы с основой на «-и-» в личных формах. В начальной форме писалось либо ять (ѣ), либо а. И к этому классу относились все те глаголы-исключения на -еть и -ать, в том числе «видеть»! А также любить, хвалить, купить и др.
видѣти — вижу, видиши, видитъ, видимъ и др.;
слышати — слышиши;
обидѣти — обидиши;
Окончание -ши в итоге поменялось на -шь.
Таким образом, глаголы-исключения на «-еть» и четыре глагола на «-ать»изначально были глаголами второго спряжения.
Ненавидеть восходит к исчезнувшему «навидеть» (охотно созерцать), а тот уже к слову «видеть».
Глагол «стелить»
Здесь всё проще. Стелить — вариант глагола «стлать». Если откроем толковые словари, то увидим помету «разговорное» и отсылку к словарной статье под названием «стлать».
И в древнерусском, и в старославянском существовали формы стьлати и постьлати.
Почему тогда «е» в корне? Считается, что праславянское *stьlati (*steljǫ) развилось из индоевропейской основы *stel-. К этим же основам восходят слова «стать» (принять стоячее положение) и «стол».
«Стлать» спрягался по такому же принципу, что «брить» и «знать» (был III класса).
- стелю, стелешь, стелет, стелем, стелете, стелют
Для сохранения единообразия такие же личные окончания фактически «подарили» глаголу «стелить». Говоря современным языком, «стелить» арендует личные окончания у глагола «стлать».
Зато у «стелить» есть своё прошедшее время — стелил(ся), стелила(сь), стелило(сь), стелили(сь).
Однако в школе эти тонкости опускают, чтобы не загружать лишней информацией. Просто говорят, что «стелить» — это исключение и оно I спряжения.
Глагол «брить»
Он относился к III тематическому классу глаголов вместо со стлати, зна́ти, глаго́лати, дрема́ти и другими, где в основе выделялся [j].
В 1-лице единственного было окончание Ѭ (носовой *jo, впоследствии это «ю»), во 2-м — Ѥ (*je, впоследствии это «е»).
Из учебника по исторической грамматике мы узнаём, что глаголы III класса на *jo/*je перешли к I спряжению (скрин № 5).
Ещё издавна существовала разница: в старославянском бриѬ, бриѤтъ, в древнерусском — брѣю, брѣѤтъ. Русский язык унаследовал чередование и/е в корне от древнерусского: начальная форма «брить», а в личных формах настоящего времени — везде «е»: брею, бреешь, бреет, бреем, бреете, бреют.
И обратите внимание, что устами младенца глаголет истина, а не глаголит.
Вот такая история произошла с глаголами брить, стелить, видеть.
Читать ещё: Как определить спряжение глагола? Пошаговая инструкция
Подписывайтесь на мой телеграм-канал по русскому языку