Об авторе.
Гуцул Вера Филимоновна. Доктор педагогических наук, учитель начальных классов ГУ «Теоретический Лицей им.Петру Мовилэ» (г. Кишинев, Молдова). Педагогический стаж – 32 года.
Поводом для написания этой статьи послужила моя личная обеспокоенность тем, что в последние годы среди многих детей наблюдается критическое снижение интереса к чтению художественной литературы. Считаю это очень опасной тенденцией, поскольку современным детям виртуальный мир (компьютерные игры, соцсети, различные интернет-приложения и др.), к сожалению, заменил художественную литературу как таковую.
Это сопровождается низкой читательской активностью, нежеланием думать, размышлять над прочитанным текстом. А ведь именно книги помогают детям верно составлять предложения, расширять свой словарный запас, развивать воображение и многое другое. Недаром известная бельгийская актриса и автор популярных книг по воспитанию детей Сесиль Лупан говорила: «Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать». По моему мнению, это и является одной из главных задач, стоящих сегодня перед учителем начальных классов.
Я в своей работе постоянно ищу новые интересные формы и методики повышения читательской грамотности среди детей, потому что необходимо привлекать внимание учащихся к чтению как важному фактору их будущей развитости и успешности в обществе. В современном мире перед учителем стоит задача убедить детей, что читать – это не только интересно и важно, но и достаточно престижно.
И я очень рада, что на этом пути своего поиска я познакомилась и познакомила после этого своих учеников с творчеством детского поэта Григория Мироновича Гачкевича. Его книги помогают формировать у детей креативный взгляд на окружающий мир, учат различать добро и зло, помогают развивать чувство прекрасного.
Позитивность и энергичность стихотворений Григория Мироновича дают детям уверенность, что жизненные цели реальны и достижимы, нужно просто шаг за шагом идти к своей мечте. Его стихотворения показывают детям, что мир прекрасен во всем своем многообразии, что открывать новое вокруг себя можно и нужно каждый день.
Считаю, что книги Гачкевича помогают детям полюбить читать, почувствовать радость и звучание каждого слова и осознать, что читать – это совсем не скучно. Книги этого автора помогают детям развивать свою эмоциональную сферу: учиться любить и прощать, оценивать поступки героев, быть добрее и внимательнее к окружающим людям и животным.
Я восхищена гениальной манерой изложения автора (Г.М.Гачкевича) своих мыслей, красотой литературного (и поэтического, в частности) языка, а также богатством средств художественной выразительности его произведений. Ведь для того, чтобы писать для детей, у автора должен быть особый поэтический дар. И этот дар, безусловно есть у Григория Мироновича Гачкевича!
Теперь я хотела бы на конкретных примерах показать, как я использую в своей работе книги Григория Гачкевича.
Долгожданное знакомство с поэтом.
В октябре 2023 года состоялось наше знакомство с поэтом Григорием Мироновичем Гачкевичем.
Третий «А» класс кишиневского лицея имени Петру Мовилэ (классный руководитель Гуцул В.Ф.) в рамках сотрудничества с кишиневской библиотекой им.М.В.Ломоносова и проекта «Современные поэты и писатели Молдовы» принял участие во встрече с известным детским автором Г.М.Гачкевичем. Руководителями проекта являются Руссева Н.Н., зав.отделом библиотеки и Гуцул В.Ф., учитель начальных классов ГУ ТЛ им.П.Мовилэ (г.Кишинев, Молдова).
Учащимся очень хотелось увидеть вживую настоящего поэта, ведь до этого они уже читали его стихотворения и многие из них даже выучили наизусть. Ребята также очень хотели задать свои вопросы Григорию Мироновичу.
Григорий Миронович Гачкевич начал нашу встречу с сообщения о своей творческой деятельности. Ребят очень удивил тот факт, что поэт окончил в 1994 году Молдавскую экономическую академию, долгое время работал по выбранной профессии, а свою публичную литературную деятельность начал сравнительно недавно, в 2021 году (хотя писать стихи начал еще в детстве). Ученикам очень интересно было услышать, что поэт поступил в московский Литературный институт им.А.М.Горького (на Высшие литературные курсы) и окончил их, а также что Григорий Миронович является многократным лауреатом литературных конкурсов в России и в Европе. Отличный пример для подражания! Есть к чему стремиться творческому юному поколению!
На встрече Г.М.Гачкевич читал свои стихотворения, играл с ребятами в увлекательные игры «Назови слово», «Закончи строку» (по материалам своих авторских стихотворений). А ученики, в свою очередь, прочитали наизусть понравившиеся им стихотворения поэта.
Мы за здоровый образ жизни!
В рамках проекта сотрудничества «Твое здоровье – в твоих руках» состоялась встреча с поэтом Григорием Мироновичем Гачкевичем. Учащиеся 3-«А» класса уже третий год посещают занятия кружка «Валеология» (руководитель – Гуцул В.Ф.). Валеология – это наука о здоровом образе жизни. А у поэта Григория Гачкевича есть много стихотворений именно о здоровом образе жизни, о полезном питании, о пользе фруктов и овощей.
На встрече с учениками Григорий Миронович декламировал свои стихотворения по теме мероприятия, а ребята читали наизусть понравившиеся им стихи автора и даже инсценировали их. С особенным удовольствием третьеклассники отгадывали тематические загадки и пробовали сочинить стихотворения вместе с поэтом. Наш лозунг «Вперед, любознайки!» на этой встрече оказался особенно полезен!
Материал из авторской серии Григория Гачкевича «Ученые дети» стал интересным подспорьем для детей также и на одном из занятий кружка «Валеология». Здесь следует отметить «Загадки о человеческом теле» (стр.17-18 сборника Гачкевича «Хорошо летать!»); «Части тела» (там же, стр.19). Ученики внимательно рассматривали картинки и в пустых прямоугольниках записывали названия частей тела.
Прекрасные развивающие пособия создал для детей Григорий Гачкевич, у моих учеников они вызвали живой, неподдельный интерес!
Мегаплюх, Вентограс – это кто, это что?
Получив в подарок на предыдущей встрече с поэтом Григорием Гачкевичем его авторскую книгу «Мегаплюх, Вентограс и другие», мои ученики стали спрашивать меня: «А кто это такие? Что это за непонятные слова или имена?».
Мы решили прочитать сначала сами стихотворения, рассмотреть иллюстрации и затем уже порассуждать над возникшими вопросами. Вначале ребята выдвинули определенные свои предположения. С ними они поделились непосредственно с самим автором уже на следующей встрече. И Григорий Миронович рассказал ребятам, что героями данного стихотворного сборника являются не только космические пришельцы с планет, названия которых и послужили заглавием книги, но также и апельсины, гусеницы, грибы и многие другие. А затем поэт вместе с учащимися декламировали стихи из данного сборника.
Очень понравились в данном сборнике из серии «Ученые дети» следующие рубрики:
1) А ты знаешь, что…;
2) Заверши рисунок. Найди тень;
3) Дорисуй картинку;
4) Отгадай загадки.
Стихотворения? Головоломки? Ребусы? Все в одном сборнике? – Это очень увлекательно и занимательно! Мы, учащиеся 3-«А» класса ГУ ТЛ им.П.Мовилэ вместе с классным руководителем Гуцул В.Ф., очень любим мир занимательности!
«Мы с морозом вместе!»
Именно так назвал свой сборник «зимних» стихотворений Григорий Миронович Гачкевич. И это, на мой взгляд, не случайно. Ведь любимое время года у большинства детей – это зима. Снег, снеговики, санки, Новый год, коньки, каникулы! – Что может быть прекраснее?!
Данной поэтической теме была посвящена встреча детского автора Григория Гачкевича, которая состоялась 7 февраля 2024 года в кишиневском лицее им.П.Мовилэ.
Поэт читал стихотворения из своего поэтического сборника «Мы с морозом вместе!», а пришедшие на встречу ребята читали понравившиеся им стихотворения автора.
Вот лишь некоторые отрывки из произведений:
1) «Мы со снегом вместе пели:/ Он – про вьюги и метели,/ Я с улыбкой пел про лето,/ Жаркий пляж на юге где-то» («Две песни»);
2) «Ночью выпал первый снег:/ Мы с утра идём на бег» («Первый снег»);
3) «Федя, наш пушистый кот,/ Тоже любит Новый год!» («Кот и Новый год»).
Каждое из этих стихотворений уже в самом начале, в первых строках сразу создает радостное зимнее настроение и вызывает внутреннее желание поиграть, пофантазировать и даже самому сотворить в итоге что-то прекрасное!
Ребята вместе с поэтом также разгадывали зимние загадки, и от души веселились и шутили.
Встречи с Григорием Мироновичем Гачкевичем – это всегда познавательно, увлекательно, задорно, весело! Спасибо огромное ему за творчество и всестороннее развитие подрастающего поколения!
Гуцул Вера Филимоновна,
Учитель начальных классов высшей дидактической степени,
Доктор педагогических наук