Влияние творчества детского поэта Григория Мироновича Гачкевича на повышение читательской грамотности среди учащихся начальных классов

Об авторе.

Гуцул Вера Филимоновна. Доктор педагогических наук, учитель начальных классов ГУ «Теоретический Лицей им.Петру Мовилэ» (г. Кишинев, Молдова). Педагогический стаж — 32 года.

Поводом для написания этой статьи послужила моя личная обеспокоенность тем, что в последние годы среди многих детей наблюдается критическое снижение интереса к чтению художественной литературы. Считаю это очень опасной тенденцией, поскольку современным детям виртуальный мир (компьютерные игры, соцсети, различные интернет-приложения и др.), к сожалению, заменил художественную литературу как таковую.

Это сопровождается низкой читательской активностью, нежеланием думать, размышлять над прочитанным текстом. А ведь именно книги помогают детям верно составлять предложения, расширять свой словарный запас, развивать воображение и многое другое. Недаром известная бельгийская актриса и автор популярных книг по воспитанию детей Сесиль Лупан говорила: «Привить ребенку вкус к чтению – лучший подарок, который мы можем ему сделать». По моему мнению, это и является одной из главных задач, стоящих сегодня перед учителем начальных классов.

Я в своей работе постоянно ищу новые интересные формы и методики повышения читательской грамотности среди детей, потому что необходимо привлекать внимание учащихся к чтению как важному фактору их будущей развитости и успешности в обществе. В современном мире перед учителем стоит задача убедить детей, что читать – это не только интересно и важно, но и достаточно престижно.

И я очень рада, что на этом пути своего поиска я познакомилась и познакомила после этого своих учеников с творчеством детского поэта Григория Мироновича Гачкевича. Его книги помогают формировать у детей креативный взгляд на окружающий мир, учат различать добро и зло, помогают развивать чувство прекрасного.

Позитивность и энергичность стихотворений Григория Мироновича дают детям уверенность, что жизненные цели реальны и достижимы, нужно просто шаг за шагом идти к своей мечте. Его стихотворения показывают детям, что мир прекрасен во всем своем многообразии, что открывать новое вокруг себя можно и нужно каждый день.

Считаю, что книги Гачкевича помогают детям полюбить читать, почувствовать радость и звучание каждого слова и осознать, что читать – это совсем не скучно. Книги этого автора помогают детям развивать свою эмоциональную сферу: учиться любить и прощать, оценивать поступки героев, быть добрее и внимательнее к окружающим людям и животным.

Я восхищена гениальной манерой изложения автора (Г.М.Гачкевича) своих мыслей, красотой литературного (и поэтического, в частности) языка, а также богатством средств художественной выразительности его произведений. Ведь для того, чтобы писать для детей, у автора должен быть особый поэтический дар. И этот дар, безусловно есть у Григория Мироновича Гачкевича!

Теперь я хотела бы на конкретных примерах показать, как я использую в своей работе книги Григория Гачкевича.

Долгожданное знакомство с поэтом.

В октябре 2023 года состоялось наше знакомство с поэтом Григорием Мироновичем Гачкевичем.

Третий «А» класс кишиневского лицея имени Петру Мовилэ (классный руководитель Гуцул В.Ф.) в рамках сотрудничества с кишиневской библиотекой им.М.В.Ломоносова и проекта «Современные поэты и писатели Молдовы» принял участие во встрече с известным детским автором Г.М.Гачкевичем. Руководителями проекта являются Руссева Н.Н., зав.отделом библиотеки и Гуцул В.Ф., учитель начальных классов ГУ ТЛ им.П.Мовилэ (г.Кишинев, Молдова).

Учащимся очень хотелось увидеть вживую настоящего поэта, ведь до этого они уже читали его стихотворения и многие из них даже выучили наизусть. Ребята также очень хотели задать свои вопросы Григорию Мироновичу.

Григорий Миронович Гачкевич начал нашу встречу с сообщения о своей творческой деятельности. Ребят очень удивил тот факт, что поэт окончил в 1994 году Молдавскую экономическую академию, долгое время работал по выбранной профессии, а свою публичную литературную деятельность начал сравнительно недавно, в 2021 году (хотя писать стихи начал еще в детстве). Ученикам очень интересно было услышать, что поэт поступил в московский Литературный институт им.А.М.Горького (на Высшие литературные курсы) и окончил их, а также что Григорий Миронович является многократным лауреатом литературных конкурсов в России и в Европе. Отличный пример для подражания! Есть к чему стремиться творческому юному поколению!

На встрече Г.М.Гачкевич читал свои стихотворения, играл с ребятами в увлекательные игры «Назови слово», «Закончи строку» (по материалам своих авторских стихотворений). А ученики, в свою очередь, прочитали наизусть понравившиеся им стихотворения поэта.

Мы за здоровый образ жизни!

В рамках проекта сотрудничества «Твое здоровье – в твоих руках» состоялась встреча с поэтом Григорием Мироновичем Гачкевичем. Учащиеся 3-«А» класса уже третий год посещают занятия кружка «Валеология» (руководитель – Гуцул В.Ф.). Валеология — это наука о здоровом образе жизни. А у поэта Григория Гачкевича есть много стихотворений именно о здоровом образе жизни, о полезном питании, о пользе фруктов и овощей.

На встрече с учениками Григорий Миронович декламировал свои стихотворения по теме мероприятия, а ребята читали наизусть понравившиеся им стихи автора и даже инсценировали их. С особенным удовольствием третьеклассники отгадывали тематические загадки и пробовали сочинить стихотворения вместе с поэтом. Наш лозунг «Вперед, любознайки!» на этой встрече оказался особенно полезен!

Материал из авторской серии Григория Гачкевича «Ученые дети» стал интересным подспорьем для детей также и на одном из занятий кружка «Валеология». Здесь следует отметить «Загадки о человеческом теле» (стр.17-18 сборника Гачкевича «Хорошо летать!»); «Части тела» (там же, стр.19). Ученики внимательно рассматривали картинки и в пустых прямоугольниках записывали названия частей тела.

Прекрасные развивающие пособия создал для детей Григорий Гачкевич, у моих учеников они вызвали живой, неподдельный интерес!

Мегаплюх, Вентограс – это кто, это что?

Получив в подарок на предыдущей встрече с поэтом Григорием Гачкевичем его авторскую книгу «Мегаплюх, Вентограс и другие», мои ученики стали спрашивать меня: «А кто это такие? Что это за непонятные слова или имена?».

Мы решили прочитать сначала сами стихотворения, рассмотреть иллюстрации и затем уже порассуждать над возникшими вопросами. Вначале ребята выдвинули определенные свои предположения. С ними они поделились непосредственно с самим автором уже на следующей встрече. И Григорий Миронович рассказал ребятам, что героями данного стихотворного сборника являются не только космические пришельцы с планет, названия которых и послужили заглавием книги, но также и апельсины, гусеницы, грибы и многие другие. А затем поэт вместе с учащимися декламировали стихи из данного сборника.

Очень понравились в данном сборнике из серии «Ученые дети» следующие рубрики:

1) А ты знаешь, что…;

2) Заверши рисунок. Найди тень;

3) Дорисуй картинку;

4) Отгадай загадки.

Стихотворения? Головоломки? Ребусы? Все в одном сборнике? — Это очень увлекательно и занимательно! Мы, учащиеся 3-«А» класса ГУ ТЛ им.П.Мовилэ вместе с классным руководителем Гуцул В.Ф., очень любим мир занимательности!

«Мы с морозом вместе!»

Именно так назвал свой сборник «зимних» стихотворений Григорий Миронович Гачкевич. И это, на мой взгляд, не случайно. Ведь любимое время года у большинства детей – это зима. Снег, снеговики, санки, Новый год, коньки, каникулы! — Что может быть прекраснее?!

Данной поэтической теме была посвящена встреча детского автора Григория Гачкевича, которая состоялась 7 февраля 2024 года в кишиневском лицее им.П.Мовилэ.

Поэт читал стихотворения из своего поэтического сборника «Мы с морозом вместе!», а пришедшие на встречу ребята читали понравившиеся им стихотворения автора.

Вот лишь некоторые отрывки из произведений:

1) «Мы со снегом вместе пели:/ Он – про вьюги и метели,/ Я с улыбкой пел про лето,/ Жаркий пляж на юге где-то» («Две песни»);

2) «Ночью выпал первый снег:/ Мы с утра идём на бег» («Первый снег»);

3) «Федя, наш пушистый кот,/ Тоже любит Новый год!» («Кот и Новый год»).

Каждое из этих стихотворений уже в самом начале, в первых строках сразу создает радостное зимнее настроение и вызывает внутреннее желание поиграть, пофантазировать и даже самому сотворить в итоге что-то прекрасное!

Ребята вместе с поэтом также разгадывали зимние загадки, и от души веселились и шутили.

Встречи с Григорием Мироновичем Гачкевичем – это всегда познавательно, увлекательно, задорно, весело! Спасибо огромное ему за творчество и всестороннее развитие подрастающего поколения!

Гуцул Вера Филимоновна,

Учитель начальных классов высшей дидактической степени,

Доктор педагогических наук