Как заинтересовать детей русским языком

Со школьной скамьи и до седин многие люди пронесли представление о русском языке как о наборе невнятных правил и исключений. Запоминать их не нравилось никому, особенно когда за малейшую ошибку порицали и учителя, и родители. Отсюда распространённое мнение: мы не в школе, чтобы выверять свою речь или правописание, значит, не стоит и трудиться.

Но есть ли способы с детства заинтересовать детей русским языком?

заинтересовать детей русским языком

Детские психологи разных школ считают, что успешное обучение строится на сочетании нескольких факторов: внимания к ребенку, творчества и игры. Унылое сидение над книгами и критика только отталкивают, а обучаться самостоятельно дети пока не умеют.

Как увлечь ребёнка, если он не умеет читать

Начинать лучше ещё до школы. До того, как ребёнок научится читать, можно пробудить его любопытство с помощью книг, историй, подкастов. Отлично помогают песни: эмоциональные слова, наложенные на музыку, удобнее запомнить.

В юном возрасте дети охотно экспериментируют со словообразованием. Не спешите поправлять ребёнка. Наоборот, предложите им придумать название для нового животного, явления или супергероя. Играйте с ним в загадки, которые соответствуют возрасту. Простые каламбуры тоже добавят игры в ваше общение.

Обратите внимание ребёнка на вывески магазинов. Объясните, что благодаря им вы знаете, куда идти. Покажите несколько букв из алфавита и предложите отыскивать их на улице или называть слова на эту букву. Можно рисовать ассоциации к ним, они хорошо помогают заинтересовать детей русским языком.

Рассматривайте с ребенком книги, особенно с картинками. Читайте детям сказки. Обратите внимание малыша на то, как необычно звучат народные тексты.

Важную роль играет и личный пример родителей. Если ребёнок воспринимает книгу как способ отдыха и провождения времени с мамой и папой, то проще начнёт читать. Не беда, если начало положено с помощью комиксов: короткие и простые реплики лучше воспринимаются, а интерес к сюжету подогревает внимание.

Подход к ученикам начальной школы

Когда дети уже умеют читать, методы становятся гораздо разнообразнее. В ход можно пустить, например, настольные игры. Экивоки, Объяснярий, Крокодил, Активити — сейчас в распоряжении родителей десятки игр для разных возрастов. Нелюбовь к настольным играм компенсируется словесными играми: в загадки, «города» или любые другие группы объектов (имена, растения, животные)..

Спрашивайте ребёнка, что ему понравилось сегодня в детсаду или школе, попросите пересказать вам сюжет мультфильма или рассказа или поделиться им с друзьями. Благодаря этому устная речь разовьётся лучше.

В современном мире дети не всегда понимают пользу записей. Оставляйте им на столе или холодильнике записки, выделите основные слова цветом, чтобы бумаги выглядели заметнее. Письменные поручения и списки покупок тоже полезно и несложно использовать. Расскажите детям о личных дневниках. Если они больше увлечены гаджетами и социальными сетями, попробуйте показать им, как делиться впечатлениями в сети. Разумеется, при этом стоит рассказать о безопасности в интернете.

Многим детям любопытно, как работает почта. Напишите вместе письмо Деду Морозу, родственнику или найдите друга по переписке. К письму можно подойти максимально креативно: разрисовать, вложить фотографии, оформить. Особую радость, уверены, вызовет ответ и его прочтение.

Если чадо заинтересовала этимология какого-то слова, не спешите отмахиваться. В сети найдётся множество статей с трактовками, откуда взялось то или иное выражение. Вы поможете ребёнку не только узнать любопытный факт, но и запомнить написание. например, вспомните, почему ваш город или улица называются именно так. Все ли взрослые знают эту информацию?

Играйте в рифмы, сочиняйте с ребёнком истории. Первые попытки сочинительства не стоит пресекать или критиковать — дети только учатся, и акцент на неудачах может разочаровать их.

Можно ли привить школьнику любовь к русскому языку

Делать домашнее задание с ребенком бывает непросто. Начинать стоит со смысла. Первоклассникам бывает сложно выделить его из описания упражнения. Предложите ребёнку пересказать суть или подчеркнуть основные слова. Когда часть работы будет выполнена, позвольте детям самим доделать аналогичные задания.

Чтобы заинтересовать детей русским языком, не стоит стремиться к идеалу, многократно выдёргивать листы из тетради и заставлять переписывать домашнюю работу. Предложите порисовать на черновике, потренироваться или ненадолго переключиться: пройтись по комнате, проветрить.

Если требуется подтянуть конкретное правило, используйте онлайн-тренажёры. На тематических сайтах немало качественных тестов, которые интереснее проходить, чем корпеть над учебником. Многие из них включают весь алгоритм освоения правил: выделение орфограммы, подбор правильного варианта написания, объяснение выбора и поиск ошибок. Кроме того, в них информация применяется сразу на практике и не остаётся сухой теорией. Слова-исключения опытные педагоги предлагают рифмовать. 

Предложите ребёнку угадать, как пишется незнакомое слово. Это поможет активизировать те знания, которыми он уже обладает.

Не ругайте за помарки и исправление ошибок. Самостоятельно обнаруженный недочёт лучше сопровождать похвалой. Кроме того, постоянно одёргивать детей из-за слэнга тоже не следует. Мода на сокращения и особые подростковые «словечки» быстротечна, и в той или иной форме существовала всегда. Вспомните, были ли в вашей юности такие слова, от которых взрослое поколение закатывало глаза?

В школьном возрасте многие дети увлекаются подростковой литературой. Как бы этого ни хотелось взрослым, книги из школьной программы не заменят популярные истории,  подходящие по возрастной группе. В них часто затрагиваются темы, которые ближе и понятнее юным читателям: дружба, приключения, романтика. Подобные книги помогают найти общие темы с ровесниками и развивают интуитивную грамотность, как и классические произведения. Сюжеты школьной программы, наоборот, далеки от реальности детей. Их необходимо обсуждать, пояснять особенности эпохи, в которую они написаны.

Наконец, не стоит делать домашние задания за детей. За них ответственны сами школьники, а не родители. Конечно, игнорировать просьбы о помощи не надо. Вместо этого можно обсудить смысл задания и пути его выполнения, посмотреть обучающее видео, поддержать или намекнуть. Кроме того, невыполнение заданий часто связано не с глупостью или безответственностью детей, а с другими факторами: конфликтами с учителем, нелюбовью к конкретному типу заданий, страхом провала. Обсудите это с детьми. Сравнивайте их успехи только с более ранними результатами: например, «вчера ты сделал в этом правиле три ошибки, а сегодня только одну. Здорово, что ты разбираешься». 

Воспитание любви к языку — долгий кропотливый процесс. Однако вложенные усилия обязательно окупятся, если не в школе или вузе, то на будущей работе вашего ребёнка.

Читать ещё: Современные детские писатели в России

Подписывайтесь на мой телеграм-канал по русскому языку