Поговорим о смайлах: в чём их особенности, где они уместны, есть ли у них автор. Маленькая интрига. Если хотите предаться ностальгии, приглашаю в конец статьи.
Вступление
Сложно представить личную переписку без смайлов в XXI веке. Это уже неотъемлемая деталь неформального, дружеского общения. Смайлики помогают передать эмоции, настроение, делают сообщения более живыми.
При общении мы ориентируемся не только на слова, но и на мимику, жесты, интонацию. В интернет-переписке мимики и жестов мы не видим, но на помощь приходят смайлы.
Положительно отношусь к смайлам в соцсетях (без них особенно трудно представить комментарии к публикациям), в личных блогах и имейл-рассылках. Разумеется, если они употреблены к месту, а статьи не пестрят скобочками и эмо́дзи (так зовётся отдельный язык текстовых смайликов и идеограмм, это более широкое понятие). Как говорится, всё в меру.
Уместны ли они вообще?
Сейчас, в 2020 году, этот вопрос кажется изжившим себя. Он ещё лет десять назад не был актуален. Лучше прояснить, в каких ситуациях смайлы уместны, а когда от подобных значков желательно отказаться. Какие-то общие, универсальные правила употребления этих графических элементов должны быть выработаны со временем.
Попытаемся определить пять условий их использования.
- Смайлы должны дополнять текст (сообщение), а не заменять его.
- В первую очередь нужно обращать внимание на грамотное, корректное оформление текста, сообщения, письма.
- Знаки препинания рядом со смайлами ставятся по общим правилам.
- Прежде чем использовать смайлы, нужно убедиться, что ваш собеседник относится к ним положительно.
- Любые смайлы нужно отделять пробелом от знаков препинания, слов, рядом с которыми вы их ставите.
Неоднозначное отношение сейчас к точке в конце сообщения. Теперь она многими воспринимается (речь о людях до 30 лет) как желание завершить беседу, как символ недовольства или обиды. Поэтому вместо этого грамматически корректного знака препинания часто могут поставить смайл, который лучше всего соответствует тональности сообщения.
Однозначно смайлы неуместны в деловой переписке. Особенно если ваш партнёр выше по социальному статусу, консервативен и придерживается сугубо официального тона.
Если отношения с вашим коллегой не столько формальные, сколько дружеские, то смайлики вполне уместны.
При этом важно помнить, что до сих пор есть люди, которые считают, будто одна невинная скобочка — это знак насмешки. Поэтому, если от конкретного сообщения, письма зависит успех вашего сотрудничества, то о любых эмотиконах (иконках с эмоциями) лучше забыть.
Однако существует и другой тип людей, которых настораживает переписка без смайлов. Всё очень индивидуально.
История появления смайлов. Кто их придумал
Считается, что первым человеком, который выдвинул идею использовать скобку в качестве улыбки, был русский писатель Владимир Набоков в 1969 году. Подобную мысль он высказал в интервью журналисту New York Times Олдену Уитмену. По мнению писателя, таким знаком могла бы быть «закорючка или упавшая навзничь скобка» (в оригинале: “…some sort of concave mark, a supine round bracket”).
Однако на практике эту интересную задумку реализовал другой человек, причём гораздо позже, в 1982 году. Это был профессор университета Ка́рнеги — Ме́ллона (Питтсбург) по имени Скотт Фалман. На сетевом форуме он предложил своим коллегам использовать скобку с двоеточием и дефисом для обозначения шуток. Чтобы выделить сообщения с оттенком грусти, Фалман попросил использовать те же знаки, только в обратном порядке.
В итоге получились два значка: :-)
и :-(
. До сих пор официальным создателем «текстовой улыбки» считается Скотт Фалман. Даже известно точное время рождения смайлика: 19 сентября 1982 года, 11:44 по местному времени. Оригинал той переписки сохранился. Для всех, кто хорошо знает английский, оставляю ссылку на ту архивную интернет-страницу. Любопытно, что знак улыбки не был запатентован и стал общественным достоянием.
До сих пор один из самых распространённых эмотиконов — это скобочка, точнее, скобочки вроде :))) (зачастую без двоеточия). Причём как отдельный «улыбчивый знак» они прижились в России и странах СНГ. Многие иностранцы не понимают их смысла. Поэтому в общении с ними лучше использовать наиболее нейтральные 🙂 или :-), а не частокол вроде :)))). Естественно, нужно помнить и про точку в конце предложений.
Эра повального увлечения смайликами и скобочками прошла. Ещё в конце 2000-х могли ставить по десять скобок. Без xDDDD сложно было представить какой-нибудь чат. После 2010 — 2012 года люди как будто негласно договорились ставить смайлики умеренно.
Выработалось правило этикета: не нужно 😂 использовать 😩 эмодзи 😁 в большом 😝 количестве. 😇 Ещё один признак дурного тона: КОГДА ПИШУТ ВОТ ТАК!!!))). Думаю, здесь без пояснений всё понятно.
Тем более у смайлов есть очевидный минус.
Не все смайлы читаются однозначно. Одну и ту же пиктограмму люди могут понимать по-разному в зависимости от возраста и даже национальности. Это тема отдельного разговора. Самый банальный пример — смайл 🙏. Одни его воспринимают как знак мольбы и благодарности, другие — как «Дай пять!».
И ещё один важный факт.
Единого набора смайлов во всём мире нет. Это ещё одна причина, почему может быть затруднено понимание. Далеко ходить не надо. Вспомним смайлы Восточной Азии, особенно японские. Пример улыбки: ^_^. В наших странах они распространены среди любителей аниме и манги.
Кроме того, эмодзи на разных устройствах отображаются неодинаково. Особенно это касается сайтов.
В конце статьи лирическое отступление. Наверняка многие помнят анимированные смайлы «Колобок» из ICQ (в простонародье «аська»). Лучше этих значков, на мой взгляд, ещё ничего не придумали. Иногда, чтобы выразить свои эмоции, при чтении безграмотных текстов в интернете не хватает смайлика с колобком, который бьётся об стену. Вот два скрина (картинки кликабельные):
Подписывайтесь на мой телеграм-канал по русскому языку